Думаю, что каждому знаком тот этап подготовки к отпуску, когда мы,
тщательно взвешивая ЗА и ПРОТИВ, выбираем где его провести. Сейчас
вариантов великое множество, были бы деньги. Кто-то ездит в Европу,
кто-то находит себя в Таиланде, очень многие ездят в Турцию и Египет –
“дешево и сердито”.
Мне же хотелось получить необычные впечатления от мало кому известных
краёв. Просматривая различные форумы, натолкнулся на одинокое
объявление о поиске попутчика для сплава по речкам Угам и Чирчик,
находящихся на территории Узбекистана. Тяготея к байдаркам и имея
некоторый опыт сплавов, связался с человеком. Встретились, пообщались –
уговаривать меня долго не пришлось, решено – едем, а точнее летим!
Купили билеты (весьма не дешевые – 560$ в обе стороны), и начали
планировать уже саму поездку. Тут уже был небольшой конфликт интересов,-
Сане (моему попутчику) хотелось побольше речной программы, мне же
горной. Подумав, решил выжать максимум из поездки (15дней все таки),
накидав весьма плотный план.
За день до вылета сюрприз,- вылет перенесли с 22 часов на 5утра. Так
как вылетаем с аэропорта Борисполь (за Киевом), стало понятно что
ночевать придется прямо там. Соответственно бессонная ночь и наполовину
съеденный день (4,5 часа перелет). Ну и ладно, все равно выбора нету.
Распрощавшись с моей четвероногой пушистой голубоглазой волкоподобной
подругой (оставленной под присмотром брата), выехал. Летели на самолете
MD-80, – очень стареньком, обшарпанном, о телевизоре даже и речи не шло.
Но у него было одно большое достоинство,- таки долетел!
Ташкент встретил знойным солнцем и небом без единой тучки. На первые 3
дня было запланировано знакомство с столицей и регистрация в местном
ОВИРе (если останавливаешься больше чем на 3 дня). Жили на квартире у
Сашиной сестры, встретившей меня как родного и ставшей моим очень
хорошим душевный другом. Сразу обращаешь внимание на детали, – машины
всего 2 видов (на 95%),- ДЕУ и ЖИГУЛИ. Это следствие государственной
политики,- растаможка стоит 100% от стоимости машины. Очень не привычно,
как будто вернулся в советские времена когда иномарки были редкость.
Люди живут очень не богато, зарплата в 300 долларов это мечта,
осуществляемая очень не многими. НО при этом попрошаек почти нету, цены
раза в 3 ниже чем у нас а люди отличаются доброжелательностью,
гостеприимством и… воспитанием. О том, чтобы пожилому человеку не
уступили место в городском транспорте нет и речи. Улицы очень широкие,
намного шире чем в Киеве, + к этому очень зеленые. Киев зеленый город,
но Ташкент еще зеленее. Город весьма прогрессивный (как для азиатской
мусульманской страны),- много ультра современных красивых зданий,
девушки (преимущественно очень симпатичные) ходят в весьма коротких
юбках и платьях (по колено). Поведение автолюбителей по отношению
пешеходов весьма удивляет,- никто не пропускает, не останавливается даже
когда ты переходишь дорогу по “зебре”,мало того – такое впечатление что
водители играют в игру “кто первым собьет пешехода” – добавляют газку и
возмущенно сигналят И в целом на дороге все друг другу сигналят, просто
предупреждая – “я тут еду”.
Зарегистрировавшись, приняли решение посетить Самарканд и Бухару. Это
города, некогда стоявшие на Великом Шелковом пути, каждый из которых
намного старше Киева. И вообще среди городов мира Самарканд – один из
древнейших. Ему насчитывается 2500 лет. Город завоевывали воины
Александра Македонского, войска Арабского халифата, монгольские полчища
Чингизхана. После многочисленных разрушений и пожарищ он вновь
возрождался, рос, становился столицей крупных среднеазиатских
государств. Город поражает огромным количеством храмов, мавзолеев и
гробниц.
Наняв гида (в одном лице и водителя с машиной), узнали множество
исторических фактов и красивых легенд. Много рассказывать не буду, это
надо видеть! Хотя одна история заслуживает внимания – гробница самого
знаменитого хана Узбекистона, которую решили вскрыть советские власти. А
по преданию в случае вскрытия этой гробницы на людей обрушится великое
бедствие. Но как известно, советским людям на все наплювать – вскрыли, а
на следующий день началась Вторая Мировая война!
Дыхание истории очень сильно ощущается, да, вот она – Азия,- древняя и прекрасная!
После Самарканда приняли решение разделиться, – я поехал в Бухару,
Саня вернулся в Ташкент готовиться к спортивным сборам и предстоящим
соревнованиям. В автобусе выяснилось что я не рассчитал финансы (не
хотел брать много чтобы не искушать народ) и что у меня денег хватить
либо на ночевку и дорогу назад в Ташкент на поезде в платскарде (без
завтрака обеда и ужина), либо на питание и дорогу взад при условии
ночевки где-нибудь на лавочке. Перспектива очень вдохновляющая и
волнующая, ощущение для меня неведомое. Ну и ладненько,- Я БЕДЕН! Ё!
Вспомнив о том что в планах была ночевка в простой узбекской семье,
принял решение. Идя по улице присмотрел домик поприличнее с окнами
внутрь двора (у нас все окна на улицу). Постучал – время было час ночи,
попросился переночевать. Народ очень сильно удивился, сказал что сколько
живут такое видят впервые но видя мою доброжелательную харю впустили.
Разместили в комнате для гостей, в которой я и перекантовался до утра.
Расплатившись, попрощался с все ще удивленными хозяевами и пошел
осматривать город. Кругом восточные сладости, душистый плов, вкусные
лепешки, ароматная самса – смотрел на все это и напоминал себе “я беден,
я бедняк”. Даже получал от этого удовольствие. Но бедная жизнь быстро
закончилась когда мой товарищ выслал почтовым переводом деньги,-
мобильная связь творит чудеса! А я только начал получать удовольствие от
своего нового социального положения
Уже с деньгами нанял себе экскурсовода и водителя с машиной и
объездил все, что было возможно. Впечатления еще более сильные чем от
Самарканда, Бухара старше и памятники старины сохранились лучше. Как
апогея посещение Некрополя,- города мертвых. Огромная территория могил,
гробниц и мечетей.
Ну и конечно величественные исторические места – диковинные и экзотические!
Время быстро прошло, пора садиться на поезд. Ночь – и я в Ташкенте.
Еще полчаса, и я пересаживаюсь в электричку в компанию олимпийской
сборной Узбекистана по гребному слалому, с которой пересев на автобус
доезжаем до границы с Казахстаном. Там речка Угам,- 4 категория
сложности с элементами 5. Разбиваем лагерь. Ребята разместились в
вагончиках, мы же в палатке прямо у берега Угама. Тут выясняется что
наша лодка, которую мы везли из Киева, на такую воду… не рассчитана.
Надувная байдарка, со своими плюсами и минусами, на очень быстром
течении с камнями валами и бочками оказалась неуправляемой и почти
сразу, в первом серьезном валу, перевернулась.
Олимпийцы соревновались на каяках. Я осваивал катамаран, в чем достиг успеха – доволен!
На второй день с утра пошел дождь, не прекращающийся двое суток. Саня
принял решение уехать в Ташкент, я –же, раззнакомившись с ребятами,
остался. На третью ночь все вещи отсырели, спальник тоже, ночью
температура опускалась до +8 градусов, мерзла голова На четвертые сутки
дождь прекратился, но висели мрачные черные тучи, не разбежавшиеся до
самого отъезда в Ташкент.
Уезжать было очень грустно, у меня появилось много новых друзей и
подруг. И вообще, тренировки + проживание с такими людьми это большая
честь для меня, вспоминаю об этом очень тепло.
Саня в этот день на байдарке по речке Чирчик самостоятельно прошел 80км до самого Ташкента.
Переночевав 1 ночь в Ташкенте, собираюсь в горный поход в горы
Тянь-Шань, на горнолыжный курорт Чимган, находящийся в 80км от столицы.
Когда вылез из машины, был поражен запахом цветущих альпийских лугов.
Травки, цветы и деревья – такого сильного и приятного запаха я не ощущал
никогда!
Слегка перекусив, отправился в поход на ледник. Идти весьма прилично,
расстояние не близкое но оно того стоит! В большом кулуаре, гранича с
зеленой растительностью, разместилась огромная глыба снего – льда.
Открываются огромные глубокие трещины и проталины, порой весьма причудливой формы.
Эти ледники видны с огромного расстояние, из самого Ташкента.
Поднявшись повыше, к облакам, слышу гром и попадаю сначала под дождь а
позже под дождь с градом.
Возвращаться было весьма весело, особенно с учетом того что я пошел в босоножках
В поселке познакомился с удивительной женщиной, с НАСТОЯЩИМ
ЧЕЛОВЕКОМ. Будучи спортсменкой и ведя очень активный образ жизни, она
ездила по миру, и возила с собой людей. Однажды, забравшись далеко в
горы, кто-то из ее группы пустил каменную лавину, под которую она же и
угодила. Камнем ей перебило ногу сломав кость, а возвращаться 2-3дня, в
данном случае с учетом ее состояния и того дольше. Вертолет не вызвать,
времена тогда другие были. Дотащили ее, но так как прошло несколько дней
началась гангрена и ей ампутировали ногу… и эта женщина не сломалась,
выплакав море слез она нашла силы жить дальше, гордо отказалась от
помощи, уехала из города и поселилась в Чимгане, в горном поселке, рядом
с горнолыжным комплексом. Оборудовала вагончик, обустроила садик,
приручила всех местных собак. На одной ноге и на костылях подымается на
ледники и даже на горы что пониже!!! Кстати она родом из Киева и когда
случайно услышала наш говор то чуть не прослезилась от нахлынувшей
ностальгии. Разобщавшись, мы были приглашены на ужин. От приглашения не
отказались и проболтали до глубокой ночи. Очень сильная женщина, с очень
сильной судьбой. После разговоров с ней я был очень тронут и до сих пор
с волнением вспоминаю нашу беседу.
Переночевав ночь в поселке Чимган, расположенном на высоте 1600м,
снова пошел в горы, в этот раз на сам Чимган (3309м), выше ледников.
Долго карабкаясь на вершину, был поражен зрелищем пасущихся там лошадей.
С вершины как на ладони видно водохранилище Чирвак, поселок и
окружающие горы соседних Казахстана и Киргизии.
Спускаться было намного сложнее чем подыматься, по пути рассматривал
растущие цветы, в том числе и горные тюльпаны, занесенные в Красную
книгу Узбекистана.
По горнолыжному курорту:
Вершина “Большой Чимган”: 3309 м.
Протяженность канатно-кресельной дороги: 800 м.
Перепад высот: 385 м.
Время в пути 10 мин.
Протяженность бугельного подъемника (“швабры”): 570 м.
Перепад высот: 250 м.
Время подъёма: ок. 10 мин.
Протяженность канатно-кресельной дороги: 800 м.
Перепад высот: 385 м.
Время в пути 10 мин.
Протяженность бугельного подъемника (“швабры”): 570 м.
Перепад высот: 250 м.
Время подъёма: ок. 10 мин.
Трассы комплекса Чимган:
Трасса для начинающих горнолыжников, протяженностью до 1500 м,
оборудована бугельным подъемником, относится к “синим” трассам (длинная,
пологая, легкая трасса).
Трасса слалома протяженностью около 900 м. оборудована
канатно-кресельной дорогой и по классификации относится к “красным”
трассам (протяженная, средней трудности).
Отдельное слово о питьевой воде,- меня сильно пугали всякими
гадостями, которые может подхватить турист, пьющий воду из сомнительных
источников, советовали пить только минеральную покупную или как минимум
кипяченую. Я-же пил воду прямо из реки, из ручейков, родников и просто
талую снежную, и ничего – даже живот ни разу не болел, чувствовал себя
полным сил и здоровья!
Ну и узбекская кухня… на рынке приправы мешками, мешки горами ,
фирменный национальный узбекский плов – готовят везде по разному,
рекомендую ташкентскую “улицу плова” + я прибалдел от самсы (пирожок из
слоеного теста с луком, бараньим мясом и курдюком – бараньим жиром,
тающим во рту), даже ее привез в Киев, угощал друзей – всем очень
понравилось! Вернулся поздно вечером, на следующий день покупка
сувениров, прощание с городом и утром, в 9 часов, вылет обратно. Как это
ни странно, снова не упали, это приятно удивило. НЕ менее приятно
удивил зал, в котором надо ставить в паспорте таможенную печать,-
одновременно прилетело несколько самолетов и зал был забит битком,
огромные очереди выстроились во все окошки. На самом подходе очереди
прямо передо мной нагло влезла какая-то баба (иначе назвать не могу), за
которой пристроилось с 10 ее подруг с мужьями. С красными мордами,
развязно говорящие, обсуждающие предстоящий бодун и как с ним бороться…
Хотелось сказать что об этом думаю, указать где начинается очередь но
представляя как те будут скандалить и огрызаться не хотелось
связываться. “Вот она, Родина!”, думалось мне и вспоминались спокойные и
гостеприимные жители Узбекистана. За все время пребывания там не видел
ни одного пьяного, не встречал хамства или обмана. Бедная страна – да,
но зато какие люди!!!
Частичка моей души осталась там и когда будет возможность с
удовольствием вернусь в эти прекрасные места, к этим замечательным
людям.
май 2007
Комментариев нет:
Отправить комментарий