среда, 16 января 2013 г.

7 дней в Приэльбрусье, или горнолыжная история с прологом и эпилогом

Тот, кто однажды стал на горные лыжи, уже никогда не сможет отказать себе в этом удовольствии. Еще до Нового года планировалась поездка в Буковель, была заправлена машина и проплачено вперед проживание. Но… погода внесла свои коррективы и ввиду отсутствия снега и идущих обильных дождей поездка была отменена. После непродолжительного депресняка было принято решение поехать в Грузию, но турфирма не сдержала свои обещания и подломала с билетами. Погрузившись немного, вспомнил о горе Эльбрус, пробил тему и принял решение: ДА!

Собственно говоря, гора Эльбрус – это две вершины потухшего вулкана – Восточная высотой 5621 м над уровнем моря, Западная 5642 м. Основной состав пород – гнейсы, граниты, туфы и диабазы вулканического происхождения. Расположен на Боковом хребте и с главным Кавказским хребтом соединяется хребтом Хотютау.

Поверхность от высоты 3500м в основном покрыта ледниками (их 77), площадь которых 144.5 кв/км. На свободной от ледников поверхности – морены. Большая часть склонов – пологая, но от высоты 4000м средняя крутизна достигает -35 градусов. На западных и северных склонах отвесные скальные участки высотой до 700 м. Ледники изрезаны трещинами и в нижней части обрываются ледопадами. Южные и восточные склоны более ровные. Ниже 3500 м скалы, каменные осыпи и часто и летом, покрытые тающими снежниками.

После принятия решения последовали сборы и подбор компании. Поначалу собиралось человек 10, через некоторое время остался я один, ну а потом согласился поехать старый проверенный Карпатами товарищ + прямо перед выездом выразила желание присоединиться семейная пара из Киева. Итог- 4 человека. Прозвонил, договорился о проживании- У Сапиры. Перед выездом скинул подтверждение на электронную почту, договорился о трансфере из Минвод. Приехали на вокзал, погрузились в поезд. Полная темень, свет включили через 7 минут после отправленияJ Сюрприз,- в купе с нами (семейная пара ехала в другом вагоне) сидят две молодые и приятные девушки. Поговорив ни о чем, ложимся спать. Утром у Донецка выходит одна, на следующей остановке вторая, вместо них к нам подсаживается женщина средних лет, тоже довольно приятная в общении и покидает нас уже в Ростове-на-Дону. Дальше мы едем в практически пустом вагоне.

3 часа ночи, и мы в Минводах. Водитель с табличкой нас уже встречает, и через 3 часа, не взирая на очень плотный туман, мы уже в Терсколе (2100м).
Расплачиваемся, по 500р с носа(по 100грн), будим Сапиру и… сюрприз,- она потеряла файл размещения и наши места заняты! Сразу вспомнились предупреждения на форуме о возможном кидке. Посовещавшись, решаем пока кинуть у Сапиры вещи и поехать кататься. Так и сделали, поехали на Эльбрус. В 7-40 по-местному уже были в первой очереди (так называется первый вагончик, везущий вверх) Эльбрус-1 ст. “Азау” – ст. “Старый кругозор” (2950 м). Перепад высот 650 м. Самая длинная трасса в Эльбрусье 2500 м. Стояли в очереди больше часа. Поднялись вверх,- еще одна очередь, снова вагончик (Эльбрус-2 ст. “Старый кругозор” – ст. “Мир” (3500 м).
Перепад высот 550 м. Длина трассы 2000 м.) Оттуда если повезет то можно уже на креселке (Канатно-кресельная дорога “Эльбрус”: ст. “Мир” – ст. “Гара-Баши” Перепад высот 280 м. Длина трассы 2000м. Высота 3780м) Отсюда можно подняться на ретраке до гост. Приют 11 (4200м), стоимость 300руб. Цена каждого подъема 80 руб, можно взять абонемент (450руб). Абонемент есть смысл брать только если работает третья очередь (креселка),- на ней очереди макс минут 20 и 450руб быстро окупаются. Если-же креселка не работает, то даже за целый день с такими очередями( по 3 часа частенько) абонемент не окупается. Красота неописуемая, острые пики, бескрайние снежные массы… такого в Карпатах нету, был очень впечатлен.
Трассы на Эльбрусе довольно- таки пологие, средней сложности, в основном широкие, опасные участки огорожены, края обозначены табличками. Но осторожность все равно стоит соблюдать,- частенько выпирают камни, об которые лыжи очень не приятно чиркают Моя ко за день катания мягко говоря устала, я-же был полон сил и энергии,- сказалась усиленная физическая подготовка к предстоящим нагрузкам,- очень рекомендую! Вернулись к Сапире и отправились искать жилье. Остановились на варианте очень симпатичной частной гостиницы напротив въезда в пансионат “Вольфрам” за 20$ в день без питания. Сразу договорился о завтраках у хозяйки (по 4$).
День второй. Решили поехать на Чегет. Это вторая горка в Приэльбрусье. На одном из сайтов написано так: г. Чегет – одна из самых сложных трасс на мировых горнолыжных курортах, которая будет по зубам лишь опытным лыжникам. Высота 3 700 м. Склоны горы по катанию считаются одними из лучших в стране и не уступают склонам известных горнолыжных комплексов Франции, Австрии, Швейцарии, Италии. 1-я очередь – две канатные дороги, одна из которых – однокресельная, вторая – парнокресельная. Перепад высот 650 м. Длина трассы 1600 м.
2-я очередь – однокресельная канатная дорога, перепад высот 300 м. Длина горнолыжной трассы 900 м. Чегет известен как место проведения всероссийских и международных соревнований по горным лыжам. Несмотря на это, здесь найдется место и новичку, впервые ставшему на лыжи. И это действительно так,- есть и весьма покатые участки, и очень крутые, и бугры и даже участок вдоль речки. Но в этот день нас ждал сюрприз,- сильный ветер и сильный снегопад. Поднявшись на вторую очередь, видимость устремилась к нулю . На расстоянии 10 метров не было видно НИЧЕГО!!! Ветер дул так, что сдувал с места и вносил коррективы в траекторию движения и в частности поворотов. Удивительное ощущение,- неожиданно падаешь, встаешь и кажется что уже едешь. Снег ветром бьет по коже лица так, что ощущаешь покалывание,- запасайтесь балаклавами! Спускался очень медленно, ожидая не продолжительных моментов стихания силы ветра и улучшения видимости. Ближе к обеду вторую очередь закрыли. Откатались, что- то в этом было, очень не обычные впечатления, были под впечатлением. У ко сильнейшая крепатура, с завистью и опасением посматривают на меня.
День третий,- проснувшись, с утра ощущаю… усталость, предательская усталость, накопившаяся в мышцах и ощущаемая с самого утра! Видим, что погода не изменилась. Снег и ветер,- значит на Эльбрусе делать нечего. Как позже оказалось, не прогадали,- там работал всего один вагончик и были большие очереди. На Чегете-же очередей практически не было, максимум 15 минут. Снега навалило очень много, и в придачу к идущему снегу и ветру добавилось чрезмерное количество пухляка. Не особо комфортное катание, но я все равно был рад и удовольствие получал. Кстати, в нижней части горы ветра не было. Вечером смотрели на звезды, указывающие на хорошую ясную погоду.
День четвертый. Небо таки прояснилось,- значит Эльбрус! Первая очередь,- полтора часа. Ужас!!! Вторая очередь,- немного быстрее, “всего час”. Оттуда на ретрак и на Приют 11. 4200м, “жара” -20 и сильный ветер. Пока фотографировались, пальцы окоченели. Вниз, срочно вниз! По колее ретрака, не вылетая на пашню,- вроде снег, но на самом деле лед (солнце снежок подтапливает и тот замерзает, выходит снег с корочкой, катание по такому весьма не приятно и даже опасно). Катался в основном под третьей очередью (к счастью работающей). Усталость не прошла но стала меньше и уже практически н6е мешала. На обратном пути затариваемся сувенирами для родных и близких.
виден отдающий синевой ледник
День пятый. Чегет и только Чегет. С такими очередями о Эльбрусе вопрос даже и не стоял. Пусть на Чегете камни, бугры и очень крутые склоны НО там нету очередей!!! От усталости не осталось ни следа, яркое солнце и ни одной тучки на горизонте. “Так вот какой ты, Чегет!”,- думалось мне, осматривая окрестности,- на третий день погода смилостивилась и дала возможность все осмотреть и сфотографировать.
все опасные места обозначены табличками
вне трассы можно запросто вылететь на камни
Вот двуглавый Эльбрус,- кажется что совсем рядом и… не на много выше того места, где находишься,- оптический обман. Поражают бирюзовые разломы в ледниках и целые поля пухляка. Спускаясь по южному склону, был обогнан юной симпатичной (в маске и шлеме однако) сноубордисткой, показавшей мне язык и помахавшей ручкой. Вызов был брошен,- догнал, обогнал и повторил ее фокус. Так целый день и играли в догонялки,- было весело . В этот день на Эльбрусе слетел с склона сноубордист, сломав себе руку и разодрав лицо в клочья, а на Чегете упала со склона лыжница,- увезли в больницу в реанимацию… Соблюдайте осторожность!
Ну и спускаясь с Чегета обнаружилась любопытная трасса, а точнее внетрасие – узенькая дорожка, труба, между камней, деревьев и вдоль горной речки. Последний участок чтобы уже в самом низу надо было хорошенько разогнаться чтобы не идти пешком. А хорошенько разогнавшись миссия невыполнима заключалась в удержании на колее, иначе… либо вылетишь в речку, либо влетишь в деревья!
День шестой. Снова Чегет, с утра болит кожа лица – солнце очень сильное, надо пользоваться защитой от уф. Новый знакомый показал лыжную тропу из Терскола прямо до креселки. Прикольно,- по дороге пришлось переехать через очень узенький мостик. Красота! Целый день без перерыва катался, по всем трассам и не только. Последних 2 раза спустился по “доллару” и с чувством легкой досады потулил в поселок. Эх, жаль- все хорошее заканчивается так быстро! Вечером в кафе кушали шашлык из баранины, запивая домашним вином,- праздновали удачное катание и отсутствие травматизма.
День седьмой. Пока ко копалась (собиралась) я взял фотык и пошел пешочком по лыжной тропе к Эльбрусу. Хвойный лес, сменяющийся березовым, весело журчащая речка, нависающие пики гор, бескрайние снежные равнины,- как жалко уезжать!
ну а вот именно в этих кулуарах, называемых *погремушка*, каждый год гибнут десятки опытных горнолыжников. НЕ так давно известная чемпионка России по горнолыжному спорту именно тут упала и сломала себе позвоночник…
На 10 часов приехал наш водитель и начал вые… везу, но уже за 750руб. Коли так, ищи себе более богатых клиентов- уходим к знакомым киевлянам, уезжающим параллельно. С ними можно ехать но уже за 300руб. Наш водитель очень расстраивается и чуть не плачет. Потом соглашается везти за 350руб, соглашаемся. Вот такую шутку с ним сыграла жадность,- мы собирались ехать за 500руб, в итоге уехали за 350! 3 часа и уже в Минводах, затариваемся пивом, провизией и садимся в поезд. Еще 27 часов и мы в Киеве, смотрю фотки и пишу отчет.

После этой поездки понял, что без Кавказа теперь никак и хотя бы раз в году буду стараться вырываться в эти прекрасные места.

PS забудьте все ужасы про войну, террористов и опасность в целом,- абсолютное спокойствие, мирная жизнь наладилась и по словам местных жителей можно спокойно ехать даже в Чечню. А Приэльбрусье-это Кабардино-Балкария. Сейчас этот курорт усиленно финансируется, вот-вот откроется еще одна креселка (на Эльбрусе), еще будут строиться базы отдыха и гостиницы и курорт будет одним из лучших в мире!
2007 год

1 комментарий:

  1. Ваші фото передають настрій , велич гір, як блищить сніг на сонці. У мене немає фізичної можливості так кататися, але я із великим задоволенням пережила разом із Вами захоплення від катання на лижах, згадала Keystone, USA. Respect,respect and respect!

    ОтветитьУдалить