Узбекистан – Великий Шелковый путь, города и реки

Думаю, что каждому знаком тот этап подготовки к отпуску, когда мы, тщательно взвешивая ЗА и ПРОТИВ, выбираем где его провести. Сейчас вариантов великое множество, были бы деньги. Кто-то ездит в Европу, кто-то находит себя в Таиланде, очень многие ездят в Турцию и Египет – “дешево и сердито”.

Мне же хотелось получить необычные впечатления от мало кому известных краёв. Просматривая различные форумы, натолкнулся на одинокое объявление о поиске попутчика для сплава по речкам Угам и Чирчик, находящихся на территории Узбекистана. Тяготея к байдаркам и имея некоторый опыт сплавов, связался с человеком. Встретились, пообщались – уговаривать меня долго не пришлось, решено – едем, а точнее летим!

Купили билеты (весьма не дешевые – 560$ в обе стороны), и начали планировать уже саму поездку. Тут уже был небольшой конфликт интересов,- Сане (моему попутчику) хотелось побольше речной программы, мне же горной. Подумав, решил выжать максимум из поездки (15дней все таки), накидав весьма плотный план.

За день до вылета сюрприз,- вылет перенесли с 22 часов на 5утра. Так как вылетаем с аэропорта Борисполь (за Киевом), стало понятно что ночевать придется прямо там. Соответственно бессонная ночь и наполовину съеденный день (4,5 часа перелет). Ну и ладно, все равно выбора нету. Распрощавшись с моей четвероногой пушистой голубоглазой волкоподобной подругой (оставленной под присмотром брата), выехал. Летели на самолете MD-80, – очень стареньком, обшарпанном, о телевизоре даже и речи не шло. Но у него было одно большое достоинство,- таки долетел!

Ташкент встретил знойным солнцем и небом без единой тучки. На первые 3 дня было запланировано знакомство с столицей и регистрация в местном ОВИРе (если останавливаешься больше чем на 3 дня). Жили на квартире у Сашиной сестры, встретившей меня как родного и ставшей моим очень хорошим душевный другом. Сразу обращаешь внимание на детали, – машины всего 2 видов (на 95%),- ДЕУ и ЖИГУЛИ. Это следствие государственной политики,- растаможка стоит 100% от стоимости машины. Очень не привычно, как будто вернулся в советские времена когда иномарки были редкость. Люди живут очень не богато, зарплата в 300 долларов это мечта, осуществляемая очень не многими. НО при этом попрошаек почти нету, цены раза в 3 ниже чем у нас а люди отличаются доброжелательностью, гостеприимством и… воспитанием. О том, чтобы пожилому человеку не уступили место в городском транспорте нет и речи. Улицы очень широкие, намного шире чем в Киеве, + к этому очень зеленые. Киев зеленый город, но Ташкент еще зеленее. Город весьма прогрессивный (как для азиатской мусульманской страны),- много ультра современных красивых зданий, девушки (преимущественно очень симпатичные) ходят в весьма коротких юбках и платьях (по колено). Поведение автолюбителей по отношению пешеходов весьма удивляет,- никто не пропускает, не останавливается даже когда ты переходишь дорогу по “зебре”,мало того – такое впечатление что водители играют в игру “кто первым собьет пешехода” – добавляют газку и возмущенно сигналят И в целом на дороге все друг другу сигналят, просто предупреждая – “я тут еду”.

Зарегистрировавшись, приняли решение посетить Самарканд и Бухару. Это города, некогда стоявшие на Великом Шелковом пути, каждый из которых намного старше Киева. И вообще среди городов мира Самарканд – один из древнейших. Ему насчитывается 2500 лет. Город завоевывали воины Александра Македонского, войска Арабского халифата, монгольские полчища Чингизхана. После многочисленных разрушений и пожарищ он вновь возрождался, рос, становился столицей крупных среднеазиатских государств. Город поражает огромным количеством храмов, мавзолеев и гробниц.
https://lh4.googleusercontent.com/Uvq3-UxQspdGU00_xC7me13Cw8Pf2SVTZaZP5RL2lRs=w702-h527
Наняв гида (в одном лице и водителя с машиной), узнали множество исторических фактов и красивых легенд. Много рассказывать не буду, это надо видеть! Хотя одна история заслуживает внимания – гробница самого знаменитого хана Узбекистона, которую решили вскрыть советские власти. А по преданию в случае вскрытия этой гробницы на людей обрушится великое бедствие. Но как известно, советским людям на все наплювать – вскрыли, а на следующий день началась Вторая Мировая война!
Дыхание истории очень сильно ощущается, да, вот она – Азия,- древняя и прекрасная!
После Самарканда приняли решение разделиться, – я поехал в Бухару, Саня вернулся в Ташкент готовиться к спортивным сборам и предстоящим соревнованиям. В автобусе выяснилось что я не рассчитал финансы (не хотел брать много чтобы не искушать народ) и что у меня денег хватить либо на ночевку и дорогу назад в Ташкент на поезде в платскарде (без завтрака обеда и ужина), либо на питание и дорогу взад при условии ночевки где-нибудь на лавочке. Перспектива очень вдохновляющая и волнующая, ощущение для меня неведомое. Ну и ладненько,- Я БЕДЕН! Ё! Вспомнив о том что в планах была ночевка в простой узбекской семье, принял решение. Идя по улице присмотрел домик поприличнее с окнами внутрь двора (у нас все окна на улицу). Постучал – время было час ночи, попросился переночевать. Народ очень сильно удивился, сказал что сколько живут такое видят впервые но видя мою доброжелательную харю впустили.

Разместили в комнате для гостей, в которой я и перекантовался до утра. Расплатившись, попрощался с все еще удивленными хозяевами и пошел осматривать город. Кругом восточные сладости, душистый плов, вкусные лепешки, ароматная самса – смотрел на все это и напоминал себе “я беден, я бедняк”. Даже получал от этого удовольствие. Но бедная жизнь быстро закончилась когда мой товарищ выслал почтовым переводом деньги,- мобильная связь творит чудеса! А я только начал получать удовольствие от своего нового социального положения.

Уже с деньгами нанял себе экскурсовода и водителя с машиной и объездил все, что было возможно. Впечатления еще более сильные чем от Самарканда, Бухара старше и памятники старины сохранились лучше. Как апогея посещение Некрополя,- города мертвых. Огромная территория могил, гробниц и мечетей.
Ну и конечно величественные исторические места – диковинные и экзотические!
Время быстро прошло, пора садиться на поезд. Ночь – и я в Ташкенте. Еще полчаса, и я пересаживаюсь в электричку в компанию олимпийской сборной Узбекистана по гребному слалому, с которой пересев на автобус доезжаем до границы с Казахстаном. Там речка Угам,- 4 категория сложности с элементами 5. Разбиваем лагерь. Ребята разместились в вагончиках, мы же в палатке прямо у берега Угама. Тут выясняется что наша лодка, которую мы везли из Киева, на такую воду… не рассчитана. Надувная байдарка, со своими плюсами и минусами, на очень быстром течении с камнями валами и бочками оказалась неуправляемой и почти сразу, в первом серьезном валу, перевернулась.
Олимпийцы соревновались на каяках. Я осваивал катамаран, в чем достиг успеха – доволен!
На второй день с утра пошел дождь, не прекращающийся двое суток. Саня принял решение уехать в Ташкент, я же, раззнакомившись с ребятами, остался. На третью ночь все вещи отсырели, спальник тоже, ночью температура опускалась до +8 градусов, мерзла голова На четвертые сутки дождь прекратился, но висели мрачные черные тучи, не разбежавшиеся до самого отъезда в Ташкент.
Уезжать было очень грустно, у меня появилось много новых друзей и подруг. И вообще, тренировки + проживание с такими людьми это большая честь для меня, вспоминаю об этом очень тепло.
Саня в этот день на байдарке по речке Чирчик самостоятельно прошел 80км до самого Ташкента.
Переночевав 1 ночь в Ташкенте, собираюсь в горный поход в горы Тянь-Шань, на горнолыжный курорт Чимган, находящийся в 80км от столицы. Когда вылез из машины, был поражен запахом цветущих альпийских лугов. Травки, цветы и деревья – такого сильного и приятного запаха я не ощущал никогда!
Слегка перекусив, отправился в поход на ледник. Идти весьма прилично, расстояние не близкое но оно того стоит! В большом кулуаре, гранича с зеленой растительностью, разместилась огромная глыба снего – льда.
Открываются огромные глубокие трещины и проталины, порой весьма причудливой формы.
Эти ледники видны с огромного расстояние, из самого Ташкента. Поднявшись повыше, к облакам, слышу гром и попадаю сначала под дождь а позже под дождь с градом.
Возвращаться было весьма весело, особенно с учетом того что я пошел в босоножках
В поселке познакомился с удивительной женщиной, с НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ. Будучи спортсменкой и ведя очень активный образ жизни, она ездила по миру, и возила с собой людей. Однажды, забравшись далеко в горы, кто-то из ее группы пустил каменную лавину, под которую она же и угодила. Камнем ей перебило ногу сломав кость, а возвращаться 2-3дня, в данном случае с учетом ее состояния и того дольше. Вертолет не вызвать, времена тогда другие были. Дотащили ее, но так как прошло несколько дней началась гангрена и ей ампутировали ногу… и эта женщина не сломалась, выплакав море слез она нашла силы жить дальше, гордо отказалась от помощи, уехала из города и поселилась в Чимгане, в горном поселке, рядом с горнолыжным комплексом. Оборудовала вагончик, обустроила садик, приручила всех местных собак. На одной ноге и на костылях подымается на ледники и даже на горы что пониже!!! Кстати она родом из Киева и когда случайно услышала наш говор то чуть не прослезилась от нахлынувшей ностальгии. Разобщавшись, мы были приглашены на ужин. От приглашения не отказались и проболтали до глубокой ночи. Очень сильная женщина, с очень сильной судьбой. После разговоров с ней я был очень тронут и до сих пор с волнением вспоминаю нашу беседу.
Переночевав ночь в поселке Чимган, расположенном на высоте 1600м, снова пошел в горы, в этот раз на сам Чимган (3309м), выше ледников. Долго карабкаясь на вершину, был поражен зрелищем пасущихся там лошадей. С вершины как на ладони видно водохранилище Чирвак, поселок и окружающие горы соседних Казахстана и Киргизии.
Спускаться было намного сложнее чем подыматься, по пути рассматривал растущие цветы, в том числе и горные тюльпаны, занесенные в Красную книгу Узбекистана.
По горнолыжному курорту:
Вершина “Большой Чимган”: 3309 м.
Протяженность канатно-кресельной дороги: 800 м.
Перепад высот: 385 м.
Время в пути 10 мин.
Протяженность бугельного подъемника (“швабры”): 570 м.
Перепад высот: 250 м.
Время подъёма: ок. 10 мин.

Трассы комплекса Чимган:
Трасса для начинающих горнолыжников, протяженностью до 1500 м, оборудована бугельным подъемником, относится к “синим” трассам (длинная, пологая, легкая трасса).
Трасса слалома протяженностью около 900 м. оборудована канатно-кресельной дорогой и по классификации относится к “красным” трассам (протяженная, средней трудности).

Отдельное слово о питьевой воде,- меня сильно пугали всякими гадостями, которые может подхватить турист, пьющий воду из сомнительных источников, советовали пить только минеральную покупную или как минимум кипяченую. Я же пил воду прямо из реки, из ручейков, родников и просто талую снежную, и ничего – даже живот ни разу не болел, чувствовал себя полным сил и здоровья!

Ну и узбекская кухня… на рынке приправы мешками, мешки горами , фирменный национальный узбекский плов – готовят везде по разному, рекомендую ташкентскую “улицу плова” + я прибалдел от самсы (пирожок из слоеного теста с луком, бараньим мясом и курдюком – бараньим жиром, тающим во рту), даже ее привез в Киев, угощал друзей – всем очень понравилось! Вернулся поздно вечером, на следующий день покупка сувениров, прощание с городом и утром, в 9 часов, вылет обратно. Как это ни странно, снова не упали, это приятно удивило. НЕ менее приятно удивил зал, в котором надо ставить в паспорте таможенную печать,- одновременно прилетело несколько самолетов и зал был забит битком, огромные очереди выстроились во все окошки. На самом подходе очереди прямо передо мной нагло влезла какая-то баба (иначе назвать не могу), за которой пристроилось с 10 ее подруг с мужьями. С красными мордами, развязно говорящие, обсуждающие предстоящий бодун и как с ним бороться… Хотелось сказать что об этом думаю, указать где начинается очередь но представляя как те будут скандалить и огрызаться не хотелось связываться. “Вот она, Родина!”, думалось мне и вспоминались спокойные и гостеприимные жители Узбекистана. За все время пребывания там не видел ни одного пьяного, не встречал хамства или обмана. Бедная страна – да, но зато какие люди!!!

Частичка моей души осталась там и когда будет возможность с удовольствием вернусь в эти прекрасные места, к этим замечательным людям.
май 2007

3 комментария:

  1. Прекрасный рассказ. Яркие фото. Потрясающая природа и удивительные люди. Жаль, что в детстве не было Интернета, я бы еще ярче представила своих любимых героев - Ходжу Насреддина, Гюльджан и Багдадского вора (книги о Ходже Насреддине авторства Вдадимира Соловьева).
    Спасибо за прекрасный рассказ! Не хватает фото и имени этой чудесной мужественной женщины из Чимгана.
    Это, кажется, снимали в Бухаре. Знакомые места?
    https://www.youtube.com/watch?v=VPRhxDpK2sY

    ОтветитьУдалить
  2. Мандруючи світом, дійсно зустрічаєш цікавих людей. Я вважаю, що Ви дуже доречно описали не тільки архітектуру і ландшафти, але й людські долі. Вийшло цікаво. Я тільки не зрозуміла слова про альпійські луги у горах Тянь-Шань, але то таке....Взагалі розповідь вийшла щирою, доброю і пізнавальною. Дякую, Олеже!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень приятно и вдохновляюще читать такой отзыв. Спасибо! :)

      Альпийские луга — горные луга, покрытые травянистой растительностью, в горных массивах находятся над границей леса, в альпийском поясе. Высота, на которой начинаются альпийские луга, зависит в наибольшей степени от климата региона и географической широты местности (чем дальше от полюсов, тем выше начинаются альпийские луга). Обычно от границы горных лесов альпийские луга отделены поясом субальпийских лугов.

      Для альпийских лугов характерна специфическая, низкорослая растительность, а также растительность, образующая «травяные подушки». Это сближает данный тип экосистем с тундрой, благодаря чему альпийские луга также называют «горной тундрой».

      Почвенный слой на альпийских лугах обычно сравнительно тонкий и малоплодородный, с многочисленными включениями камней и щебня. В умеренном поясе в почве альпийских лугов обычно формируется глеевый слой.

      Так как альпийские луга встречаются практически во всех регионах Земли, то нельзя выделить виды животных, которые были бы характерными для всех них. Но часто, особенно в тропических и субтропических регионах, альпийские луга представляют собой острова реликтовых экосистем, отрезанные друг от друга более жарким низменным климатом. На таких участках могут сохраняться виды, отсутствующие или пропавшие в близлежащий местности - часто это реликты прошлой ледниковой эпохи. Таким видом, например, является эфиопский шакал, сохранившийся в нескольких высокогорных разрозненных популяциях, где существует подходящий для него, относительно прохладный климат.

      Удалить